Проблемы современного образования

Проблемы современного образования

Сегодня о качестве российского образования не рассуждает только ленивый. Родители и ученики, педагогики всех ступеней, общественные деятели и политики. Возможность высказать собственное мнение привела к тому, что проблемы образования активно обсуждаются и столь же активно не решаются. И сейчас у всех появилась новая тема для бурных дискуссий. И тема эта – предстоящее сокращение числа ВУЗов и, как следствие, сокращение числа людей, высшее образование имеющих.

И наша цель – понять, действительно ли нужно сокращать число ВУЗов, к чему это приведёт и насколько губительным для российского общества может стать грядущее сокращение. Предположим, что, как и кажется, на первый взгляд сокращение числа ВУЗов приведёт к тому, что умных и образованных людей станет меньше. Но так ли это на самом деле?

Итак, на первый взгляд, очевидно, что сокращение числа ВУЗов пагубно влияет и на развитии общества в целом и на весе России в мировом сообществе. Так как сократится число специалистов с высшим образованием, которые смогут работать на международном рынке. В глобальном смысле также очевидно, что сокращение числа образованных людей приведёт к тому, что общая масса населения будет иметь среднее или средне-специальное образование. Следовательно, люди будут претендовать на меньшее, чем специалисты с дипломом ВУЗа. Такой массой проще управлять, и значит, представители политической и экономической элиты с большей лёгкостью смогут проводить инициативы, с которыми человек мыслящий и образованный не согласиться. Но это одна сторона медали, хотя ситуация с образованием в современной России скорее напоминает кубик Рубика. Мы можем сколько угодно говорить о том, что примитивное общество, тем больше дистанция между людьми и элитой, о том, что потребности малообразованных людей более примитивные и низменные, что необразованными людьми проще управлять, но с другой стороны, малообразованная толпа куда опаснее людей образованных и управляема лишь до определённого момента. Об этом можно говорить бесконечно. Также бесконечно можно гадать о том, кто заинтересован в том, чтобы население страны стало менее образованным и кому это выгодно и нужна ли действующей власти плохо образованная и плохо управляемая толпа или это действуют представители так называемой «оппозиции», западные и американские спецслужбы. На мой взгляд, разговоры эти больше интересны той группе, про которую в сети появился анекдот «1 сентября 80% аналитиков пойдёт в школу». Мне бы хотелось понять к чему может привести сокращение ВУЗов, насколько это негативное явление и может ли оказаться, что сокращение числа ВУЗов может иметь положительные последствия.

Итак, главной проблемой при сокращении числа ВУЗов, мы назвали сокращение числа образованных людей в России. На самом деле, если под образованными людьми мы понимаем тех, у кого есть диплом о высшем образовании, то, как только число ВУЗов будет сокращено, число образованных людей сократиться. Но если рассматривать образование как получение знаний и навыков, определённого воспитания, то мы не можем отрицать тот факт, что за последние годы высшее образование не является синонимом знаний, умений и других качеств, которые подразумевает диплом ВУЗа. С тех пор как в России появились ВУЗы, принимающие студентов на платной основе, возросло число тех, кто получил исключительно диплом, но никак ни образование. В нашей стране не было платного образования и потому среди россиян середины девяностых – начала двухтысячных бытовало мнение, что оплатив обучение, они по факту должны получить диплом, так как «купили его». Разумеется, это негативно сказалось на абитуриентах и студентах, которые понимали, что всегда есть возможность поступить в ВУЗ на платной основе, получить диплом и хорошую работу. И чем больше становилось платных ВУЗов, тем проще становилось учиться. Кто платит, тот заказывает музыку, стало главным девизом многих учебных заведений. В результате даже государственные ВУЗы ввели платные отделения, число бюджетных мест сокращалось. ВУЗ стали воспринимать как возможность получить отсрочку от армии, как обязательную ступень образования, вне зависимости от желаний абитуриентов (просто родители настаивали на поступлении в ВУЗ), а главное их возможностей. Институт, университет, академия – эти слова утратили свой первоначальный статус и стали частью названия учебного заведения, которое могло предложить весьма сомнительную «корочку» с названием ДИПЛОМ. Конечно, ВУЗы по-прежнему оставались социальным лифтом, но лифт этот стал доступен для всех. В результате мы получили огромное число ВУЗов, которые готовили студентов по модным направлениям, в своё время это были факультеты рекламы, менеджмента, юриспруденции. Потом на смену им пришли факультеты международных отношений и экономики, социальной работы, психологии, что имело более негативные последствия для общества, ведь некомпетентные, не получившие реальных знаний «специалисты» получили возможность влиять на сферы жизни, от которых зависит нечто большее, чем сбыт партии шоколадных батончиков или рассмотрение дела о неправильной парковке. То есть с 1996 по 2006 год было выпущено огромное число псевдоспециалистов, и по сей день ВУЗы продолжают клонировать дипломы и ежегодно выпускают огромное число специалистов, которые получили «модную» профессию. Следовательно, трудоустройство становится проблематичным. Причём зачастую у тех, кто учился на платной основе куда больше шансов получить хорошую работу, так как более обеспеченные выпускники имели больше связей и были готовы согласиться на более низкую зарплату, так как работа для них была элементом самореализации, а не вопросом обеспечения себя и своей семьи.

Другим последствием повсеместного внедрения платного образования и появления модных профессий, стало появление профессий немодных и невостребованных. Опуская ряд других специальностей, которые впали в немилость у абитуриентов и родителей, хочу упомянуть о том, что ВУЗы, выпускающие педагогов, попали в этот список. Поэтому поступление в педагогический ВУЗ стало для многих спасительной соломинкой, так как поступить было легко из-за отсутствия конкуренции, обучение было бесплатным и при этом не было проблем с трудоустройством. В результате страна получила учителей, для которых выбор профессии был обусловлен ограниченным выбором, а стремления учиться и учить не было. Но школа нуждалась в молодых специалистах и директора принимали их на работу не раздумывая. В итоге современная школа стала выпускать подростков, не имеющих серьёзной базы, необходимой для поступления в ВУЗ, не имеющих чёткой цели и выбирающих ВУЗ в лучшем случае по рекомендации родителей, в «худшем просто так». Таким образом, два звена школа-ВУЗ соединились и стали отличной командой для подготовки малограмотных, плохо воспитанных молодых людей с низким уровнем профессионализма, но с дипломом о высшем образовании.

Казалось бы, массовое стремление получить высшее образование должно было бы повысить его ценность, но его общедоступность нивелировала эту ценность и свела к банальному акту купли-продажи. Причём ВУЗы массово выдающие дипломы маркетологов, рекламистов, менеджеров сами игнорировали правила рынка и перенасыщали рынок труда специалистами одного и того же профиля, не задумываясь о том, как будет осуществляться трудоустройство выпускников, равно как сами выпускники и их родители. Вполне логично, что всего за несколько лет специалистов одного профиля стало настолько много, что получить работу по специальности или хотя бы в смежной области стало практически невозможно, а уровень зарплат снизился. А так как многие ВУЗы не уделяли должного внимания качеству образования, работодатели пришли к выводу, что специалистов нужного уровня ВУЗы не выпускают, хотя выпускников с тем или иным дипломом более чем достаточно. Круг таким образом замкнулся, ситуация стала безвыходной. Стало очевидно, что нужно найти   решение данной проблемы как можно скорее, так как сформировалось негативное отношение к системе образования в целом и к отдельным учебным заведениям в частности. Причём не только в России, но и за рубежом. И те учебные заведения России, которые ещё недавно высоко котировались во всём мире стали стремительно падать в различных рейтингах учебных заведений.

То есть, сделав высшее образование действительно доступным для масс, мы сделали его менее ценным, Но что более страшно, в результате действительно способные учащиеся лишились возможности учиться в том ВУЗе и на том факультете, который выбрали, так как мы ограничили возможность получить высшее образование по экономическим критериям. То есть, дав возможность учиться за деньги тем, кто учиться не хочет, мы лишили возможности учиться бесплатно тех, кто хочет и может. Деньги стали играть решающую роль при отборе студентов, а вот знания и стремление заниматься научно-исследовательской работой отошли на второй план. Причём государственные ВУЗы не остались в стороне, а некоторые из них, особенно, популярные и востребованные, по коррумпированности обошли платные. Иногда стремление к наживе у представителей ВУЗов и стремление удовлетворить амбиции у абитуриентов приводило к абсурдным ситуациям, например, поступление на бюджетное отделение престижного ВУЗа стоило дороже обучения на платном отделении.

На сегодняшний день единственная возможность повысить качество образования – изменение отношения к нему. Абитуриенты и их родители должны воспринимать поступление в ВУЗ как важный шаг, к которому нужно по-настоящему готовиться. Необходимо вернуть высшим учебным заведениям статус и престиж, утраченный за годы образовательного хаоса. И сейчас у нас есть только одна возможность в кратчайшие сроки восстановить статус кво. И, к сожалению, сокращение числа ВУЗов самый эффективный способ. Конечно, есть риск, что в нашем, довольно коррумпированном,  обществе эта программа станет средством манипуляции, но даже при самом негативном исходе результат будет положительным. Ведь в лучшем случае, в ходе реализации программы отсеются ВУЗы, которые предоставляют низкий уровень образовательных услуг и останутся только эффективные учебные заведения. В худшем победят мастера коррупционной игры, но в результате финансовых потерь и роста конкуренции среди ВУЗов стоимость обучения многократно возрастёт, при этом без работы останется немало хороших преподавателей и, как это ни прискорбно, они будут готовы работать за меньшие деньги. И ВУЗы, которые ещё недавно набирали на работу преподавателей, чей уровень был ни на высоте, смогут пригласить тех, кто предложит студентам действительно качественный образовательный продукт. Ну а повышение стоимости обучения заставит многих задуматься о целесообразности поступления в ВУЗ, а поступившие будут вынуждены учиться, дабы оправдать смысл высоких расходов на обучение. То есть, будь то качественные или экономические критерии отсева абитуриентов на данном этапе развития образования в России любые изменения это изменения к лучшему и движение вперёд. В дальнейшем возможна более качественная и эффективная образовательная реформа, но сегодня наша задача показать конечному потребителю, что образование это ценный продукт, право на который необходимо заработать. Так ВУЗ получит возможность отбирать абитуриентов из числа наиболее мотивированных и способных. Ну а для тех, кто по финансовым соображениям не может поступить в ВУЗ, но сможет проявить себя в научной деятельности можно будет ввести гранты, программу со-финансирования или кредитования, то есть найти возможность помочь действительно перспективным специалистам и талантливым учёным.

Конечно, найдётся немало противников данной концепции, ведь таким образом мы действительно ограничиваем возможности многих абитуриентов получить образование. Но рано или поздно наступает момент выбора и мы должны взять на себя ответственность и принять решение: массовое или качественное образование. Тот, кто считает, что количество людей с высшим образованием повышает статус страны, однако мы наглядно наблюдаем, как наше образование став более доступным перестало котироваться на рынке. И, заметьте, на образовательных рынках Великобритании, Германии, Франции также происходит спад, обусловленный увеличением числа студентов, готовых платить за обучение. Это обычный механизм  экономики: чем выше число людей, готовых купить продукт, тем ниже качество этого продукта, даже если во время выхода на рынок продукт был высочайшего качества. И вряд ли найдётся человек, будь то рядовой обыватель или член научного сообщества, который сможет утверждать, что большое число некачественных дипломов приносит ощутимую пользу стране и отдельно взятым гражданам этой страны, учитывая, что зарплаты специалистов, как говорилось выше – падают. Так может быть пора вспомнить о том, что образование действительно элитарный продукт, а не фаст фуд?

Если же говорить о том, что чем меньше ВУЗов, тем меньше образованных людей, то давайте честно ответим на вопрос всегда ли наличие диплома делает человека образованным? Все ли студенты наших ВУЗов (всех без исключения) стоят затраченных на них энергии и не хотелось бы лично Вам работать со студентами, которые стремятся получить знания вместо того чтобы ежедневно видеть на лекции тех, кто пришёл только за «корочкой», которую проще купить в метро? Кстати, не доступностью ли образования и ни числом ВУЗов, дающих низкопробное высшее образование обусловлено то, что можно купить диплом в переходе, и никто не сможет понять подлинный ли он, ведь дипломы многих столичных ВУЗов ничем не отличаются от просто купленных. И не потому ли процветают фирмы, предлагающие все виды научных работ, включая докторские диссертации, на заказ, что у нас в стране слишком много «псевдоучёных», которые начинаются с псевдо образованных людей. Система доступного платного образования это тот случай, когда количество никогда не переходит в качество, так как человеку не свойственно ценить то, что ему доступно.

И самое оптимистичное в грядущем сокращении числа ВУЗов тот факт, что сегодня мы не должны путать понятие «образованный» и «знающий». Диплом современного выпускника далеко не всегда говорит о том, что этот самый выпускник обладает знаниями. Конечно, ничто не заменит живое общение студента и преподавателя, но если это общение ленивого инфантильного подростка с мошенником от образования, то может быть лучше исключить этих персонажей из образовательного процесса? В информационном обществе развитых технологий и доступной информации получить знания может любой, кто на самом деле хочет и способен учиться, при этом можно не только читать учебники и статьи, смотреть обучающие фильмы, видео лекции, принимать участие в вебинарах, но и записаться на оффлайн форумы и конференции, написать письмо преподавателю любого ВУЗа, и, проявив желание, смекалку заинтересовать настоящего учёного, предложить взаимовыгодное и взаимоинтересное  сотрудничество. То есть тот, кто хочет получать знания практически неограничен в этом, более того, сейчас нам доступно общение с учёными и преподавателями ВУЗов. То есть не стоит утверждать, что люди перестанут учиться. Фактически не изменится ничего: тот, кто хотел учиться, тот будет учиться, в крайнем случае, изменится форма получения знаний. И, заметьте, знания, обучение  добровольно и для себя куда эффективнее, чем попытки навязать эти знания. Нам стоит перестать бояться за судьбу нашей молодёжи и страны, так как для деградации населения было сделано всё возможное и путь которым мы можем пойти это путь вперёд, пусть и обходными путями.

Наличие диплома о высшем образовании сегодня далеко не всегда гарантия получения работы, также как отсутствие образования не говорит о том, что человек останется без куска хлеба. Лишь в нескольких отраслях при трудоустройстве попросят предъявить диплом, и может быть, проверят его подлинность. И касается это, прежде всего, бюджетных учреждений. В коммерческих учреждениях соискателю на должность будет необходимо пройти собеседование, тестирование, быть может, записаться на курсы при предприятии, выдержать испытательный срок. И если к окончанию испытательного срока работник на все сто процентов устроит работодателя, то диплом не попросят никогда и убедительная легенда о получении  окажется куда важнее документа его подтверждающем. И эта ситуация также берёт своё начало из некачественного высшего образования. Работодатели, многократно столкнувшиеся с поддельными дипломами или с дипломами ВУЗов, которые не уделяют должное внимание подготовке специалистов осознают, что качества предъявителя куда важнее, нежели диплом об образовании, так как зачастую за красным дипломом скрывается профнепригодный сотрудник, назвать которого специалистом не поворачивается язык.

Подводя итоги можно сказать так, программа сокращения ВУЗов была бы большой ошибкой, если бы ранее не была допущена другая, более глобальная. Но стремление бездумно заработать на тех, кто, не имея должного потенциала, а главное, желания учится, но хочет получить диплом о высшем образовании, привело к тому, что образование стало более чем доступным и утратило свою ценность. И для того чтобы вернуть утраченные позиции необходимо сократить число ВУЗов, то есть образно говоря, пожертвовать пешкой, ради спасения королевы, где пешка – ВУЗы, а королева – высшее образование в целом. И тогда у нас появляется призрачная, будем реалистами, возможность отвоевать утраченные позиции и вернуть российскому высшему образованию высокий статус, а главное вернуть ему статус действительно высшего, а не магазина по сбыту цветного картона и бумаги с водяными знаками.

Источник: https://www.shans-na-schastye.ru/obrazovanie/problemy-sovremennogo-obrazovaniya/


Send a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *