Противодействие обучению в современной школе

Противодействие обучению в современной школе

Как часто слышим мы о том, что современные дети из года в год становятся более инертными, не стремятся ни к чему, кроме компьютерных игр, не хотят учиться, хамят… Одним словом, положительных комментариев о детях практически не услышишь ни от учителей, ни от родителей. И невольно вспоминаешь поговорку, — назови человека сто раз свиньёй, он начнёт хрюкать. Ведь современные взрослые так привыкли к тому, что дети находятся с нами постоянно, что перестали подбирать выражения в их присутствии. Мы обсуждаем своих родителей (то есть дедушек и бабушек), учителей, коллег, начальство и знакомых, других детей и даже посторонних на улице. В наше время – во время развития гуманистических и позитивистских теорий, мы утопаем в негативе и тянем в бездну своих детей. И остаётся вопрос: кого мы воспитаем, кого вырастим, если отрицательные эмоции стали для нас нормой.

Сегодня очень часто встречаешь детей, которые не понимают, что сказали или сделали что-то плохое, так как для них является нормой именно такая форма общения. И, что хуже всего, школьные учителя уже поддались веяниям времени и перенесли существующие нормы общения в школу. А ведь испокон веков педагог был носителем не только знаний, но и культуры. Внешний вид, речь, воспитание, отношение к людям у педагога, учителя, воспитателя способствовали развитию учеников, вызывали в них желание приблизиться к идеалу. Но в какой-то момент ход истории изменился, и многие учителя стали ближе к людям, и к ученикам в частности. И, к сожалению, они выбрали тот путь, на котором развитие невозможно в принципе. Складывается ощущение, что в один, не очень прекрасный момент учителя в России осознали, что у них маленькая зарплата, много работы и работа эта требует постоянного напряжения, что ученики и родители далеко не всегда милы и приветливы, а знания приходится давать через «не хочу», и пришли к выводу, что работа их должна стать минимально обременительной. Педагоги отстранились от детей и стали относиться к ним пренебрежительно, а свои обязанности стали исполнять спустя рукава. И ведь мало что изменилось в профессии за века. Дети всегда стремились бегать и прыгать, отлынивали от занятий (и заметьте, в те времена, когда порка была ещё в ходу, дети были такими, даже зная, что их ждёт порка!). Зарплата, социальный статус педагогов также был более чем скромным. Но учитель с гордостью носил это звание и стремился передать свои знания и умения подрастающему поколению. И опять же, стоит учесть, что сто лет назад учитель был более образованным и разносторонне развитым, обходился без методических пособий и интернета, использовал собственные знания, приобретённые во время учёбы. Сейчас же учитель может прочитать по бумажке урок, а в некоторых кабинетах, и это не ускользает от пристального внимания детей, можно найти решебники и сборники готовых домашних заданий, что автоматически понижает авторитет педагога. Сложно объяснить смысл учить наизусть, пользуясь записями, сложно объяснить, зачем надо решать задачи, пользуясь решёным вариантом. Мышление детей не развито в той степени, которая позволяет понять, что решебник — это всего-навсего упрощение и механизация при проверке многочисленных тетрадей, а план урока помогает учителю не сбиваться с мысли, когда постоянно приходится отвлекаться на многочисленные вопросы. Хотя, если честно, аргумент этот слабый, ведь память и умение концентрироваться, быть внимательным – важные качества учителя.

Ещё более страшное явление – падение уровня грамотности учителей и сужение кругозора. То и дело слышишь в школе ихНИХ, звОнит и другие слова, которые с головой выдают человека малограмотного. Как можно требовать грамотности от учеников, если школа становится для многих источником безграмотности. Учителя младшей школы искренне готовятся к урокам окружающего мира, но зачастую не могут ответить на элементарные вопросы учеников, не говоря уже об учителях-предметниках, которые не владеют элементарными знаниями по другим предметам. Сколько учителей в вашей школе знают, хотя бы на базовом уровне, английский язык? Думаю, как и в любой российской школе, любой ученик говорит по-английски лучше, чем многие учителя. Учащиеся хотя бы в совершенстве овладели использованием on-line переводчиков и могут, в крайнем случае, быстро найти нужное слово или фразу. И даже в своём предмете, многие педагоги-предметники не поднялись выше стандартной школьной программы. А соответственно не могут сориентировать ребят, которым нужны углублённые знания предмета. Более того, далеко не каждый преподаватель знает, в каких сферах деятельности понадобится предмет, который он преподаёт и, следовательно, не может направить ученика, подсказать ему в какой области его способности окажутся востребованными или в какой области он не сможет реализовать себя, не владея тем или иным предметом. В итоге перед учеником предстаёт не очень интересный человек, преподающий не очень интересный предмет, не испытывающий особого интереса ко всему происходящему. Это портрет современного учителя. И рассчитывать, что в таких условиях у ребёнка загорятся глаза, что он будет стремиться на урок, просто нелепо. Мотивация, мотивация и мотивация, — вот что должно быть девизом всякого учителя и главное, что способно захватить внимание, зажечь интерес в учениках — это интерес к предмету и к детям самого педагога. И при этом учитель не должен всех причёсывать под одну гребёнку, не должен заставлять всех трепетно относиться к своему предмету. У каждого ребёнка свои предпочтения и способности, и педагог должен это учитывать при постановке задачи. Благо современная система образования предполагает вариативность. Главная задача педагога в современной школе – направлять, объяснять, помогать и ни в коем случае не отбивать всякое желание учиться.

Другой, более масштабной проблемой стало нежелание учиться у самих учителей. Сегодня учителям предоставлена возможность бесплатно посещать курсы и семинары, не говоря уже о вебинарах, ради которых не нужно никуда ехать, но практически каждый находит повод отказаться от обучения, то есть от профессионального роста и от освоения новых знаний в своей области. И опять же, мы сталкиваемся с проблемой излишней открытости педагогов. На переменах, в присутствии учеников учителя обсуждают, как сильно утомляет необходимость повышать квалификацию, осваивать новые методы работы и современные технологии. То есть ученик имеет возможность убедиться в том, что учитель такой же человек, как и он, но не с той стороны, с которой бы хотелось. Ученик понимает, что учитель сам не стремиться учиться, то есть не хочет тратить время на обучение, однако требует этого от детей. И этот двойной стандарт явно не идёт на пользу процессу обучения: сложно заставить других любить и делать то, что сам не любишь и делать не хочешь. А ведь учитель получает зарплату, и повышение квалификации — часть профессии. А современный ребёнок может не запомнить информацию, полученную на уроке, но он на лету схватывает и запоминает все несоответствия в поведении учителя, а затем транслирует их соученикам и родителям. И информация о недостаточной квалификации и заинтересованности учителя мгновенно расползается по школе, району, городу. И вот уже родители на каждом углу рассказывают о том, какие ленивые люди работают в школе, сетуют на то, что результатов от таких учителей ждать не приходится. И дети внимательно слушают и мотают на ус простую истину: родители не считают двойки и плохое поведение виной учеников, а склонны во всём винить школу. И эта информация разлетается с той же скоростью. И социальные сети способствуют активному распространению всех кривотолков о проблемах в современной школе. И об этом надо помнить: ВК, Одноклассники, Facebook и другие социалки не оставляют шансов для того, чтобы удержать информацию внутри школы. Более того, многие ученики на уроках оставляют включенными диктофоны и камеры смартфонов, а затем публикуют самые пикантные моменты урока во всех сетях практически в прямом эфире. И если на уроке учитель позволил себе откровенное хамство, непрофессионализм, то в интернете информация об этом появится раньше, чем учитель закончит свою гневную тираду. И опять же это ещё одна проблема. Я часто слышу разговоры учителей о том, что теперь, чтобы достучаться до ребёнка, нужно говорить с ним на одном языке, даже если язык этот не заслуживает даже того, чтобы так писали на заборе в подворотне. И учитель опускается до словесной перепалки с ребёнком, употребляет лексику, которую не должен употреблять. И это вместо того, чтобы научить ребёнка по-другому выражать свои мысли. Но это поле, на котором учитель заведомо проигравший, ведь современным жаргоном дети владеют лучше. И в данной ситуации ребёнок сразу забивает трёх очковый учителю. То есть заставляет его опуститься на более низкую ступень в общении, нарушает профессиональную этику и при этом проигрывает в словесной перепалке ребёнку. И складывается ощущение, что на самом деле это всего лишь реальный уровень многих учителей: ещё не совсем хам, но и не воспитанный, в классическом понимании, человек.

И при этом учителя активно подавляют естественную активность и подвижность детей. На уроке нельзя встать, когда устал сидеть, нельзя ответить или спросить, не подняв руки. Субординация в школе выходит за рамки здравого смысла, а требования учителей далеки от реалий современного общества. И опять же, субординация эта процветает тогда, когда многие учителя регистрируются в социальных сетях и позволяют себе публиковать откровенные фотографии и фотографии с камерных мероприятий, которые не должны быть доступны ученикам. Профессия учителя испокон веков предполагала некую дистанцию не только от учеников. От учителя, будь то гувернёр, учитель школы или преподаватель ВУЗа требовалось жёсткое соблюдение приличий, а образ его был покрыт дымкой и никто не мог рассказать о личной жизни и о досуге учителя. Я не призываю всех учителей исключить соцсети, не призываю создавать образ сверхчеловека и даже не призываю закрывать профили в социальных сетях для публичного доступа. Более того, социальная сеть сегодня может быть инструментом развития и воспитания детей, может помочь в правильном русле сократить дистанцию между педагогом и учеником, например, показав широту кругозора, увлекательные хобби. Кто-то из учителей делает аксессуары, кто-то рисует, кто-то делает открытки или авторские игрушки. А ещё учителя смотрят фильмы, не только скучные, но и увлекательные, но вместе с тем, полезные, слушают музыку, ходят на выставки и концерты. И учитель должен показывать именно эту сторону своей жизни. Фотографии традиционного обеда с семьёй, прогулки в парке, праздника и просто красивые фото уместны на страничке учителя, а вот этюд «мы с девчонками на даче отмечаем День учителя, под водочку», вовсе не тот кадр, который заслуживает публикации всему миру, особенно когда ты учитель и задача твоя нести в мир разумное, доброе, вечное. Ну а чрезмерный пафос и дистанции при таких фото более чем бессмысленна и излишняя.

Исходя из концепции гуманизма, современный учитель должен стремиться захватить внимание ученика, показать ему предмет, с другой стороны. И тогда ребёнок оставшиеся годы будет учиться с интересом, а не отбрыкиваться от вбиваемых в голову знаний. Сегодня есть музеи и выставки, на которые можно отправиться с учениками, даже математики могут многое показать детям, дабы увлечь их, не говоря уже об историках, физиках, химиках. Вспомните старый мультфильм «Крылья, ноги, хвост», в котором птичка говорила, — Лучше день потерять, потом за пять минут долететь. И в наше время, в нашей с вами российской школе он имеет двойной философский смысл. С одной стороны, учитель может позволить себе потерять день, потратить его на то, чтобы пробудить в детях интерес к предмету. И тогда, заинтересованные, они гораздо быстрее усвоят обязательный к прохождению материал, а потом потребуют ещё и ещё. С другой стороны, можно воспользоваться преимуществом страуса, который совсем не умеет летать, но бегает очень быстро. Ведь летать страус из мультика так и не научился, но получил желаемое, используя собственный потенциал. И учитель может дать ребёнку возможность идти своим путём. Но тут опять же надо заинтересовать ребёнка, правильно поставить задачу. Проведите соревнование в классе и проверьте, какой метод выполнения задачи окажется более эффективным. Конечно, для учителя есть риск, что предложенный детьми путь будет короче и увлекательнее. Но с другой стороны, не это ли главная похвала учителю, тому самому, которого превзошёл собственный ученик? Это повод для гордости, для самоуважения, а вовсе не причина, по которой надо ненавидеть учеников. Поощряйте в детях желание учиться и решать поставленные задачи, а в идеале, ставить эти задачи самостоятельно. И тогда урок будет пролетать на одном дыхании без пререканий и споров, без упрёков и нравоучений.

Нельзя забывать и о том, что в наше время информационного бума у каждого человека есть безграничные возможности для самообразования. Но реализовать эти возможности можно при соблюдении двух условий. Во-первых, это умение учиться. То есть, умение ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, искать материалы, анализировать, делать выводы. А этому в школе не учат. Во-вторых, и без этого самообразование и саморазвитие невозможно в принципе, желание учиться, узнавать что-то новое. И складывается такое ощущение, что учителя подсознательно понимают, что их работа настолько далека от эталонов качества, что их легко заменить и исключить из системы образования. И школа превращается в место, где формируются зоны негативного (подавляющего и задерживающего) развития, о которых в своё время говорил А.Г. Асмолов. То есть не то противодействие, которое вызывает у ребёнка стремление учиться и узнавать что-то новое, а напротив, противодействие, которое рубит на корню какое бы то ни было стремление развиваться. И это при том, что сегодня учитель волен выбирать методы обучения в рамках существующего стандарта. И рамки эти довольно широкие. Формы проведения уроков также могут быть самыми разными. Ведь сегодня нет единых требований к тому, как должен проходить урок. Вы можете использовать все доступные, в рамках предмета, средства, в том числе интернет — для того, чтобы показать все аспекты изучаемой проблемы. Но, к сожалению, учителя на уроках не стремятся использовать весь доступный арсенал. Ещё не так давно говорили о том, что нет необходимой техники, что в школах нет интернета, а сегодня находят сотни отговорок, чтобы не проводить урок с использованием планшетов, ноутбуков, интерактивных досок, робототехники. Леность настолько вошла в привычку, что стала той самой пресловутой «второй натурой», расстаться с которой не так-то просто. На словах мы стремимся к техническому прогрессу и сетуем на слабое финансирование школы, а на практике понимаем, что это самое финансирование не имеет никакого смысла, так как большинство учителей не хотят осваивать что-то новое. Точно также обстоят дела с электронным журналом, введения которого так жаждали учителя, рассказывая о том, что ученики не говорят родителям о предстоящих родительских собраниях, оценках и замечаниях. По словам педагогов, электронный журнал, в который родители смогут зайти и увидеть всю информацию о поведении и успеваемости ребёнка, станет отличным стимулом для учащихся, повысит успеваемость и улучшит дисциплину. Но как только ввели повсеместно журналы в электронном виде, на администрацию школ нахлынула волна жалоб. Здесь было всё: от «НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ» до «НАМ ЗА ЭТО НЕ ПЛАТЯТ». И, становится очевидным, что любые требования учителей — это всего лишь стремление объяснить окружающим, а может быть, и себе, причину бездействия и нежелания работать. И может быть в конечном итоге это одна из причин, по которым зарплаты в сфере образования растут столь медленно. Какой смысл повышать зарплату, если это не даст положительного результата? Ведь на данный момент мы, к сожалению, наблюдаем, что как только учителя получают желаемое, они находят новые оправдания собственной плохой работы.

Можно долго разбираться в причинах сложившегося положения вещей, говорить о недостаточном финансировании и плохой школьной программе, о низкой зарплате, о том, что профессия учителя не престижна и учителя не уважают. Но до тех пор, пока педагоги не покажут, что они хотят и любят работать, ситуация в современной школе не изменится, не изменится отношение к школе, не повысится статус профессии учителя и не отразится в цифрах в зарплатной ведомости. Ни в одной сфере высокая зарплата и почести не являются первоначальными, их надо заработать и подчас, более сложным и опасным, чем у учителя трудом. И если мы сегодня будем учитывать и воспитывать детей в рамках сложившихся традиций, то совсем скоро мы вырастим поколение людей, которые искренне не любят общеобразовательную школу и считают её местом, где люди теряют время. И кто-то из наших выпускников станет политиком или чиновником, будет влиять на ситуацию в сфере образования в целом. И если это будут те ученики, которых мы воспитываем сейчас, то судьба школы и учителей в частности незавидна. Ведь нам придётся пожинать весьма и весьма горькие плоды. Как говориться в одной английской поговорке «детей воспитывать бесполезно, они всё равно будут такими как вы, поэтому воспитывать нужно себя». И именно на этот принцип должен опираться каждый учитель. Развитие, постоянное обучение, любовь к выбранной профессии могут превратить скучную и малооплачиваемую работу в работу, любимую и нужную. И именно это покажет ученикам ценность образования, ценность знания. И мы должны вовремя остановиться, вовремя вспомнить, в чём суть профессии учителя, в чём наша миссия. Нельзя сводить всё к удобству и материальному благополучию, нельзя списывать неудачи и профессиональные промахи на государство, родителей, учеников. И тогда мы можем выстроить не только собственный урок таким образом, что испытаем гордость от собственной работы, но и изменим, рано или поздно, существующее положение вещей в нашей школе.

Источник: https://www.shans-na-schastye.ru/obrazovanie/protivodejstvie-obucheniyu-v-sovremennoj-shkole/


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *